Версия для
слабовидящих

"Василий Андреев: балалайка во фраке"

Экономика и время (Санкт-Петербург)

Василий Андреев: балалайка во фраке

Гениальные идеи приходят в голову многим. Но лишь единицам удается воплотить их в жизнь, сделать успешными, да еще и изменить что-то в истории своей культуры. Одним из таких редких людей был Василий Васильевич Андреев, выдающийся музыкант-новатор, основатель первого в России профессионального оркестра русских инструментов. 15 января 2011 года музыкальный мир отметит 150 лет со дня его рождения.  

  Надо вспомнить, что в конце XIX — начале XX века все «русское народное» начало входить в моду. Это была не просто тенденция сезона, а пробуждение настоящего интереса образованного слоя россиян к истокам своей культуры. Независимо друг от друга многие деятели искусства начали обращаться к народным традициям. Поэтому в это время и появилось множество интереснейших находок и «новинок», о которых можно было с уверенностью сказать «хорошо забытое старое». Одним из самых ярких и удивительных проектов этой эпохи, вне всякого сомнения, стал Великорусский оркестр — дело жизни Василия Андреева. Василий Васильевич Андреев был родом из города Бежецка и происходил из благополучной и интеллигентной семьи. Мать его была дворянкой, отец – состоятельным купцом. Образование Андреев получал сначала дома, а затем в петербургской гимназии. С детства Андреев был музыкален и на уровне любителя играл на нескольких инструментах, проявлял склонность к актерству, а также иностранным языкам. Василий был хорош собой, эрудирован и вхож в петербургский свет. Это был обаятельный, воспитанный, одаренный, но еще никому неизвестный молодой человек. Все изменилось, когда 22-х летний Василий Андреев, отдыхая летом в деревне, неожиданно открыл для себя... балалайку! С того момента жизнь юноши обрела смысл. Все силы, время и состояние Василий Васильевич посвятил своей новой страсти. Идея Андреева состояла в том, чтобы «одеть балалайку во фрак» — то есть из примитивного, хотя и уникального по своему звучанию и энергетике кустарного образца сделать инструмент академического уровня. Цель эта была достигнута, и в руках Андреева оказалась балалайка, доведенная до профессионального совершенства, но сохранившая весь колорит народного происхождения. Трудно себе представить, сколько эмоций вызывало в салонах Петербурга появление экстравагантного светского льва Василия Андреева с балалайкой в руках. У Андреева появлялись поклонники и ученики, из которых образовался первый андреевский коллектив — кружок любителей игры на балалайках. В течение нескольких лет кружок вырос до состава оркестра. В него вошли и другие инструменты, усовершенствованные по примеру балалайки — домры и гусли. Вскоре Великорусский оркестр и его основатель и дирижер Василий Андреев завоевали мировое признание. Оркестру рукоплескала публика Франции, Германии, Великобритании, Америки и Канады, и, конечно, вся Россия, от петербургского света до далеких провинций. Андреевым восхищались такие люди, как Л. Толстой, П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, Ж.. Массне, Р. Леонкавалло, А. Тосканини, С. Бернар и другие. Оркестр пережил Октябрьскую революцию и все другие потрясения. Это один из немногих коллективов, родившийся в эпоху модерна и доживший до наших дней. Сегодня Государственный академический русский оркестр имени В.В. Андреева — это уже не диковинка, а настоящая русская классика, бренд, в котором сочетаются история и современность. Сменяются поколения музыкантов, а оркестр продолжает жить и носить имя своего основателя вот уже почти 125 лет. Неизменным остается стиль и высочайший профессиональный уровень коллектива. «С помощью Андреева балалайка сделала удивительную карьеру, — рассказывает директор Андреевского оркестра Наталья Митина. — Как экономисту, мне хотелось бы отметить: Андреев был не только талантливым музыкантом. Я считаю, что его историю стоило бы включать в учебники маркетинга, брэнд-менеждмента и PR. Поразительно, насколько успешным оказался его музыкальный проект. А ведь всей работой по его созданию и продвижению Андреев фактически занимался в одиночку: был и автором идеи, и продюсером, и спонсором, и руководителем и дирижером. Балалайка получила новую жизнь». Когда расположение света было завоевано, Андреев поставил перед собой задачу вернуть инструмент в народ. Он организовал кружки игры на балалайке в Соляном городке Петербурга, где преподавали его ученики и он сам. И очень скоро любительские ансамбли стали появляться в самых разных уголках России. А в Европе Андреев вообще стал законодателем моды. В Англии, например, после гастролей оркестра люди стали заказывать фраки «а-ля Андреев», выпускалось мыло «Балалайка» и т.п. После гастролей оркестра в Англии в 1910 году Россия получила заказ на 40 тысяч балалаек, которые начали распространяться по всему миру. Русский оркестр захотел завести даже персидский шах! Вскоре в России ежегодно стало производиться до 200 тысяч балалаек на сумму более миллиона двухсот тысяч рублей, а также началось массовое производство домр и гуслей. Это был очень внушительный рычаг в экономике.  К 150-летию со дня рождения Василия Васильевича Андреева оркестр проведет серию концертов, посвященных его памяти. Ближайший их них состоится в Большом зале филармонии 2 февраля 2011 года. Памятные концерты в Филармонии пройдут также 28 февраля, 23 марта, 22 апреля и 12 мая.   «Нам бы не хотелось ограничиваться одними только выступлениями и пафосными словами, — продолжает Наталья Митина. — К сожалению, получилось так, что Василию Андрееву в Петербурге нет ни одного памятника, даже на его могиле в Александро-Невской лавре. Организовать его установку мы считаем своим долгом, и уже неоднократно обращались к представителям бизнеса и власти за поддержкой. Очень надеемся, что в год юбилея Андреева нас, наконец, услышат».

Анна Павлова

Календарь

«Игра Великорусского оркестра производит на слушателя чарующее впечатление. Безукоризненное по технике, гармоничное, стройное, выдержанное и полное жизни исполнение доведено Андреевым до высокой степени художественного совершенства. Новизна и мягкость музыки, замечательная сыгранность оркестра, то лихие, то протяжные мотивы чисто русских песен доставляют высокохудожественное наслаждение и будят в душе что-то необычное, но глубоко родное»

«Русские ведомости», 1898 г.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!