135 лет Андреевскому оркестру
20 марта 2023 года Андреевский оркестр празднует свое 135-летие. Юбилейной дате посвящается спецпроект об истории коллектива.
От художественного руководителя и главного дирижера
Андреевский оркестр до революции
Андреевский оркестр на Ленинградском радио
Андреевский оркестр в наши дни
От художественного руководителя и главного дирижера
В 1888 году произошло значимое для российской культуры событие: 20 марта состоялось первое выступление Кружка любителей игры на балалайках – коллектива, который сегодня называется Государственный академический русский оркестр им. В. В. Андреева.
Об истории оперы пишут так: «Сам жанр возник относительно недавно, всего каких-то пять веков назад (!), в Италии на рубеже XVI–XVII веков». Что же говорить о первом русском национальном оркестре! Как жанр он еще только ищет свой путь…
За 135 лет существования Андреевского оркестра было проведено множество музыкальных экспериментов, начиная от поиска оптимального состава оркестра, заканчивая специально написанной для оркестра музыкой и переложениями музыкальной классики. Наш коллектив прокладывает себе дорогу, все еще часто встречая непонимание со стороны многих классических музыкантов и некоторой части публики. Это представляет немалую трудность, но в этом же и наше преимущество, потому что русский оркестр имеет свой неповторимый голос. Даже за рубежом звучание Андреевского оркестра сразу же ассоциируется с Россией. И это предмет нашей особой гордости.
Огромную роль коллектива в нашей стране невозможно переоценить. Помимо чисто музыкальной, художественной, она еще и образовательная: многие неподготовленные слушатели находят при нашей помощи дорогу в мир большой музыки. Современная эстрадная или рок-музыка никогда не подтолкнет своих фанатов пойти послушать классическую музыку. Люди как пугались слов «опера», «симфония», так и будут пугаться, для них эти истинные сокровища закрыты, а наш оркестр помогает слушателям найти дорогу в большую музыку.
За рубежом Василия Андреева называли дипломатом без портфеля, потому что, как писали тогда газеты, «один концерт Андреевского оркестра располагает к России больше, чем работа десятков дипломатов». И это не преувеличение, мы видели это сами на наших зарубежных гастролях. У людей менялись глаза, их было не узнать. Все впечатления и весь восторг от услышанного на концертах проецируются на Россию.
Андреевский оркестр – это такая весомая часть культуры нашей страны, которую важно и нужно всячески продвигать. В год 135-летия нашего коллектива от себя лично и от всего Андреевского оркестра хочу поблагодарить энтузиастов, любителей игры на балалайках и домрах по всему миру – в Дании и Японии, Финляндии и США, Швеции и Франции… Но больше всего – поблагодарить наших отечественных, прежде всего петербургских, слушателей, неизменно и искренне любящих наше искусство!
Народный артист России Дмитрий Хохлов,
художественный руководитель и главный дирижер
Андреевского оркестра
Андреевский оркестр до революции
Идея создания оркестра русских инструментов и ее реализация принадлежит музыканту и общественному деятелю Василию Васильевичу Андрееву. Впервые игру на балалайке он услышал в 1883 году от работника Антипа в своем поместье Марьино. Андреев обладал редким даром быстрого освоения музыкальных инструментов и очень скоро обучился игре на чрезвычайно понравившемся ему инструменте. Уже в 1886 году Андреев выступил в зале Благородного собрания в Петербурге с новой улучшенной балалайкой, изготовленной по его чертежам.
Через год после этого события мастер Франц Пасербский под руководством Андреева изготовил хроматическую балалайку и ее разновидности: пикколо, прима, альт и бас. В этом же году издан первый самоучитель, открыты классы балалайки в Соляном городке, организован Кружок любителей игры на балалайках.
20 марта 1888 года состоялся концерт кружка в зале Городского кредитного общества в Петербурге. В 1896 году к балалайкам присоединились домры и гусли, изготовлением которых занимался музыкальный мастер Семен Налимов. Был создан Великорусский оркестр.
Триумфальные гастроли кружка, а затем Великорусского оркестра, быстро прославили андреевские инструменты по всей России, в США и странах Европы. В 1914 году коллектив был удостоен звания Императорского Великорусского оркестра.
В период Первой мировой войны коллектив дал множество благотворительных концертов в поддержку российских войск. Балалайка звучала на фронте и в рядах простых солдат. В годы Гражданской войны коллектив совершал поездки в части Красной армии. Во время одной из таких поездок Василий Андреев сильно простудился и вскоре скончался в Петрограде. После смерти Василия Васильевича оркестром руководили его сподвижники — Николай Фомин, а затем Федор Ниман.
Андреевский оркестр на Ленинградском радио
Во время Великой Отечественной войны, с 1942 года, музыканты Андреевского оркестра перешли под руководство Ленинградского радиокомитета.
Когда замкнулось блокадное кольцо вокруг Ленинграда осенью 1941 года, оставшиеся в городе музыканты оркестра продолжали выступления. Во главе с дирижером Николаем Михайловым артисты организовали один из первых в блокадном городе больших концертов. Он состоялся 2 ноября 1941 года в Большом зале Ленинградской филармонии — оркестр выступил в составе 40 человек.
Однако с наступлением тяжелейшего для Ленинграда времени, первой блокадной зимы, продолжить выступления в таком составе не удалось. Небольшие группы музыкантов давали концерты в госпиталях и воинских частях. Число исполнителей уменьшалось, и к началу февраля бригадные концерты пришлось прекратить. Это был единственный месяц в истории оркестра, когда русские инструменты перестали звучать в руках музыкантов-андреевцев.
Весной 1942 года творческие силы города начали восстанавливаться. Балалаечник Николай Васильев по поручению Ленинградского радиокомитета собрал оставшихся в Ленинграде артистов оркестра. 11 апреля 1942 года состоялся первый радиоконцерт в исполнении всего 7 музыкантов. Несмотря на малочисленность коллектива, состоявшего из истощенных тяжелыми условиями блокадного города артистов, концерт прозвучал в радиоэфире — звучание домр и балалаек с этого момента согревало и поддерживало сердца жителей осажденного города.
После войны коллектив остался оркестром Ленинградского радио. Оркестр постоянно звучал в радиоэфире. Продолжались и регулярные выступления в концертных залах Ленинграда, гастроли по городам России, записывались грампластинки.
Андреевский оркестр в наши дни
С 1986 года художественным руководителем и главным дирижером оркестра стал Дмитрий Дмитриевич Хохлов. С ним оркестр отпраздновал свое 100-летие.
С этого времени оркестр значительно расширил географию своих гастролей. Первыми большими гастролями стала поездка в Румынию в 1987 году. В течение следующих 30 лет состоялись гастроли в Японию, США, Финляндию, Испанию, Францию и другие страны Европы и Азии. Продолжились и выступления и в городах России.
Репертуар оркестра стал соответствовать начальным «андреевским» принципам — вновь исполняются произведения дореволюционного периода, репертуар обогатился новыми аранжировками русской и зарубежной классики.
Была произведена реформа и в составе оркестра: расширилась группа деревянных духовых инструментов за счет сокращения группы баянов. Большой резонанс вызвало эпизодическое добавление в состав медной духовой группы. Масштабные полотна русских классиков зазвучали по-новому в красках русских инструментов, поддерживаемых духовыми.
Оркестр сотрудничает с петербургскими композиторами. За последние 30 лет его репертуар значительно пополнился произведениями мастеров петербургской школы: Андрея Петрова, Валерия Гаврилина, Леонида Резетдинова и многих других. Большой совместной работой последних 10 лет является создание и исполнение цикла монументальных ораториальных произведений композитора Виктора Плешака, посвященных истории России и русской поэзии.
Новые аранжировки музыки самых разных эпох и стилей появляются в репертуаре благодаря совместному творчеству дирижера и солистов оркестра. Интересной гранью деятельности являются выступления с солистами — виртуозами игры на национальных инструментах. С оркестром звучали молдавский най, иранский ситар, башкирский курай, азербайджанский тар.
135 лет — небольшой срок для нового явления в музыкальной культуре. За время существования Андреевского оркестра было проведено множество музыкальных экспериментов — в составе оркестра, его репертуаре, в сочетаниях с другими инструментами. Потенциал русских инструментов, воссозданных Василием Андреевым, оказался очень велик — многие из этих экспериментов увенчались успехом и внесли новые краски в музыкальную палитру культуры России.
Голос Андреевского оркестра звучит в залах Петербурга, радует слушателей на концертах в других городах нашей страны, представляет русскую культуру в зарубежных странах.
Материалы подготовлены:
Текст: Екатерина Ломова, Татьяна Кузьменко
Текст читает: Виктория Гущина
Редактор: Владимир Лаврухин
Съемка и монтаж: Яна Арянова
Благодарим банк «Санкт-Петербург» и Государственную академическую капеллу Санкт-Петербурга за возможность проведения съемок.